Домашнее задание — нужно ли делать его с ребёнком?

    Все мы сталкиваемся с вопросом о том, насколько корректно делать уроки вместе со своими детьми или же вовсе за них. Давайте разбираться.

    Официально психологи сходятся на том, что выполнение домашнего задания лежит на ребёнке, и нельзя проделывать эту работу за него. Разумеется, можно помочь, если это потребуется, но важно, чтобы ребёнок понимал, что это его личная «работа», за которую он в ответе. Чем чаще родители выполняют за детей различные задания, тем больше дети теряют энергии, мотивации и даже самоуважения. Сильно стараясь помочь ребёнку учиться лучше, вы рискуете понизить его шансы на управление собственной жизнью, умение ставить цели и достигать их, а также ответственность за полученные результаты.

    Но такая риторика хороша для идеального мира, а в реальности не всё так просто и однозначно. Школьная программа с каждым годом всё сложнее, а помимо школы у ребёнка может быть множество кружков и секций, где тоже надо преуспеть. Вам повезло, если у него природные тяга к знаниям, огромное количество мотивации и умение организовать рабочий процесс с самого детства, но так бывает не всегда.

    Как правило, проблема с домашним заданием примерно до пятого класса заключается именно в том, что ребёнку сложно самостоятельно составить себе расписание и правильно организовать работу. В этом случае будет здорово, если вы поможете ему сориентироваться, став своеобразными опорой и проводником в мире образования.

    Известный психолог Л.С. Выготский писал о «зонах ближайшего развития» — круге задач ребёнка, которые он способен выполнять без чьей-либо помощи, и круге задач, для которых ему эта помощь понадобится. У каждого возраста они свои, и по мере взросления круг самостоятельных дел становится больше, а круг тех, где нужна помощь родителей, соответственно, уменьшается. То есть, постепенно ребёнок научится справляться с организацией времени для выполнения домашнего задания, но для этого на первых порах необходимо вмешательство родителей.

    Надо понимать, что помогать — не значит делать что-то ЗА ребёнка, это значит делать что-то ВМЕСТЕ с ним. Можно помочь начать, объяснить непонятные моменты, проверить выполненное задание (и не забыть похвалить малыша!). Становясь старше, ребёнок привыкает выполнять все больший процент заданий самостоятельно, и очень важно правильно поймать момент, когда пришло время отступить, оставив место для самостоятельной деятельности.

    В заключение добавлю, что жизнь невозможно представить в чёрно-белом цвете, как и однозначно определить правила, которым нужно беспрекословно следовать. Иногда самым верным решением будет обрести гибкость и действовать по обстоятельствам, выходя за общепринятые рамки. Самым главным остаётся поддержка — не контроль и принятие на себя ответственности за его оценки, а страховка и готовность прийти на помощь.