Дети и деньги. Учим ребёнка распоряжаться карманными деньгами!

    Многих родителей беспокоит вопрос, стоит ли давать ребёнку деньги на карманные расходы?

    Не возникнут ли от «желания сделать лучше» —  неожиданные проблемы? 

    Для того, чтобы понять это, представим вопрос по-другому: можно ли научить кого-то пользоваться инструментом, не давая его в руки?

    ребенок и деньги

    В обеспеченных семьях не является проблемой выделить тысячу-другую, когда ребёнок просит. Но суть вопроса не столько в удовлетворении детских потребностей, а в том, как научить ребёнка правильно распоряжаться выделенными ему деньгами. Не вечно же ребёнок будет зависеть от родителей, рано или поздно он вынужден будет сам зарабатывать и распоряжаться деньгами.

    Поэтому, выделяя фиксированную сумму на определённый срок, вы даёте ребёнку возможность научиться самостоятельно распределять деньги, с учётом его текущих потребностей и возможностей. А это очень важно для его будущей семейной жизни. 

    Итак, с какого возраста можно вводить карманные расходы? 

    Имеет смысл делать это тогда, когда ребёнок станет понимать, что такое деньги и сможет тратить их разумно. Имея карманные деньги, ребёнок ощущает себя уверенным и взрослым. Не сопротивляйтесь этому, создайте ему условия как во взрослой жизни. Предоставьте ему возможность оплачивать расходы, за которые он может отвечать сам: зоотовары, канцелярские товары и учебную литературу.

    Сколько давать денег? 

    Зависит от статей расходов и от семейного бюджета. Посчитайте вместе, какая сумма будет требоваться на необходимые нужды, и составьте график выдачи денег. Младшим детям лучше давать деньги небольшими суммами каждый день, детям среднего возраста — раз в неделю. В старших классах можно это делать уже раз в месяц. Это поможет ребёнку научиться планировать свои траты.

    Контроль родителей при этом должен быть ненавязчивым: всё-таки, выданные деньги — это уже личные деньги. 

    Однако, родителям придётся ввести определённые правила, которые заставят ребёнка понимать: выданная сумма уже не увеличится и, если захотеть купить что-то незапланированное, нужно будет ждать до следующего месяца или убедительно объяснить причину, которая привела к дополнительным расходам. Если вы видите, что деньги быстро исчезают неизвестно куда или тратятся неразумно, — придётся вмешаться и отрегулировать ситуацию.

    Мотивируйте ребёнка самостоятельно копить деньги. Чем старше дети, тем больше они стремятся соответствовать взрослому образу жизни.  

    Если ребёнку всё же не хватает выделяемых карманных денег, посоветуйте ему избавиться от ненужных расходов или подумать, как увеличить свой доход. Можно, например, выделять дополнительные деньги за рациональные предложения по оптимизации семейного бюджета, за сэкономленные средства при покупках продуктов питания. Или поддерживать ребёнка за отличные успехи в учёбе, победу в конкурсе, увеличивая, таким образом, его месячный бюджет за счёт поощрений.

    Растут потребности, ребёнок постоянно хочет что-то новое: смартфон, игровую приставку, самокат, светящиеся кроссовки и много чего другого, на что родители далеко не всегда могут выделить разовую сумму из бюджета. 

    Объясните ему, что иногда, для того, чтобы получить желаемое, приходится чем-то жертвовать. 

    Поговорите обо всех желаниях, составьте их список, оформите его красочно на листе ватмана. Пусть ребёнок выберет из списка то, что хочет больше всего. На это главное желание и нужно начать копить деньги. Попробуйте подсчитать, сколько средств понадобится, чтобы суметь купить желаемую вещь за какой-то период.  Нарисуйте маршрутную карту, разбейте её на недели и месяцы, отмечайте на ней путь к финансовой цели. И так до тех пор, пока деньги не будут накоплены.

    Чтобы мотивация копить на серьёзную покупку была больше, можно пообещать, что родители добавят часть необходимой суммы, если половину суммы ребёнок сможет за определённый период накопить сам.

    Таким образом, карманные деньги могут стать настоящей школой финансовой жизни.

    Главное — подойти к ним по-взрослому.