Читаем с психологом: «Дисциплина без драм», Тина Брайсон, Даниель Сигел

    Малыш проявляет неподдельный интерес к коробку спичек, но мама и папа знают, что это может грозить ему опасностью, поэтому строго-настрого запрещают к ним притрагиваться. Школьника не заставишь сесть за уроки сразу после школы — вместо этого он смотрит мультики. Но родители понимают, что если он засидится допоздна, то завтра будет чувствовать себя уставшим. Подросток вымещает на семействе всю свою накопившуюся агрессию.... А вы знали, что побороть эти проблемы можно без скучных нотаций и ежедневных упрёков? Тина Брайсон и Даниель Сигел знают и готовы поделиться с вами своими рецептами. 

    Иногда нам кажется, что без запретов и наказаний в воспитании не обойтись, а некоторые вопросы кажутся не решаемыми. Но Тина Брайсон и Даниель Сигел бросают вызов типичным методам семейной педагогики. Они считают, что гораздо важнее не поставить крест на неправильном выполнении каких-то обязанностей ребёнком, а научение: формирование у него полезных навыков. Например, если ваш подросток стал агрессивным, то гораздо важнее не злиться в ответ, не включать «защитный негатив», а помочь ему выстроить навык регуляции собственных отрицательных эмоций, что, несомненно, поможет ему и в будущем в общении с людьми.

    При помощи такого обучения в голове ребёнка формируются новые нейронные связи, таким образом новые умения становятся свойствами характера и естественной потребностью растущего человека, а следовательно, юной личности становится проще бороться с жизненными трудностями и принимать верные решения. Очевидно, авторы предлагают обойтись полностью без травмирующих драм и истерик для обеих сторон. Какие же методы они выносят на наше внимание?

    Об авторах

    Книга «Дисциплина без драм» создана соавторством двух докторов. Даниель Сигел — нейропсихиатр, работает при медицинской школе Калифорнийского университета. Тина Брайсон — специалист по психотерапии детей и подростков.

    Оба автора задействованы в проекте под названием «Институт Майндсайта»: Сигел является его директором, а Брайсон заведует образованием родителей. Работа центра направлена на популяризацию межличностной нейробиологии, которая помогает основательно изучить систему человеческого развития.

    И Сигел, и Брайсон проводят лекции для неравнодушных родителей по всему миру. «Дисциплина без драм» не единственная их совместная книга: ранее вышла ещё одна — «Воспитание с умом».

    Детально о книге

    Конечно, родители в большинстве своём хотят воспитать полноценную самостоятельную личность, которая сможет самостоятельно и свободно принимать решения. Но согласитесь, что существуют некие правила, которых стоит придерживаться, и ребёнок должен постепенно учиться им с самого детства.

    Метод Тины Брайсон и Даниеля Сигела строится не на каких-то жёстких рамках, а на принципах работы головного мозга и соотвествующих способах взаимодействия. Итак, что же предлагают авторы современным мамам и папам?

    Любовь при любых обстоятельствах
    Вы знали, что чаще всего ребёнок ведёт себя плохо, когда чувствует мало внимания, любви со стороны родителей? И тем не менее это так. Неважно, в чём именно состоит ваш конфликт: отказывается ли чадо собираться в школу каждое утро или вас уже третий раз за неделю вызывает на ковёр директор. Обе эти ситуации требуют не подавления ребёнка, а сотрудничества с ним на основе тесной эмоциональной связи. Ваше отношение к нему не должно меняться в зависимости от того, совершил он что-то хорошее или набедокурил. Он должен знать, что в любом случае его позиция будет услышана и что он сможет принять активное участие в решении сложной ситуации.

    Неудачная фраза: «Как тебе не стыдно! Никогда больше не смей!»

    Хорошая фраза: «Как ты можешь объяснить эту ситуацию?», «Что ты можешь предложить для решения проблемы?»

    Выставляйте границы
    Ребёнок учится всему на опыте, которого в ранние годы ему не хватает. И если он не знает, каков диапазон возможных для него вариантов действий, то он может наломать немало дров и заработать мощный стресс. Безусловная любовь, о которой мы говорили выше, вовсе не подразумевает отсутствие правил и рамок. Они делают систему, в которой живёт ребёнок, более понятной и разумной, а действовать в ней гораздо проще. В то же время, эти рамки должны быть адекватны и не ограничивать потребности вашего чада, нормальные для его возрастной группы.

    Неудачная фраза: «Ты должен немедленно извиниться перед учителем!»

    Хорошая фраза: «Хочешь узнать моё мнение? Я считаю, ты можешь объяснить эту ситуацию учителю, как ты видишь её сам, или учесть эту ситуацию в будущем, чтобы уменьшить некомфортные для тебя последствия».

    Выйти из режима автопилота
    Родители, которые привыкли ликвидировать сам факт плохого поведения, а не его причины, обычно не склонны к рефлексии. Такой паттерн становится для них привычкой, работает на автопилоте. Но вам нужно забыть об этой функции. Постарайтесь рассмотреть проблему комплексно. Если не получается понять мотивы ребёнка, обратитесь к нему самому, чтобы решить вопрос в сотрудничестве.

    Неудачная фраза: «Драться плохо!»

    Хорошая фраза: «Я никак не могу понять, почему ты подрался со своим одноклассником. Объясни мне, пожалуйста, что тебя толкнуло на это?»

    В этой книге много идей о том, что наказания и запреты не эффективны, а гораздо лучше безусловная любовь, эмпатия, понимание и сотрудничество с ребёнком. Конечно, эти мысли можно встретить и в книгах других педагогов и детских психологов. Но все эти методы объясняются с точки зрения нейробиологии, что позволяет изучить вопрос с другой позиции. И ещё раз убедиться в том, что современным детям дано гораздо больше: ведь их родители имеют доступ к большему количеству полезной воспитательной информации.