7 способов научить ребёнка переживать неудачи и промахи
Каждому ребёнку важно ощущать себя не только нужным и любимым, но ещё способным и удачливым. Ведь именно из этих чувств во многом формируются самооценка и мироощущение. Однако не существует в мире людей, которым всё и всегда удавалось бы на 100%. И если во взрослом возрасте мы уже умеем справляться с провалами, то детям этому только предстоит учиться.
Но как родители могут в этом помочь? Наши рекомендации помогут ребёнку научиться переживать неудачи с достоинством, а родителям — корректно на них реагировать.

Способ №1: Личный пример
Сложно поспорить, что дети в своём поведении во многом опираются на поведенческие модели своих пап и мам. Если родители каждую неудачу воспринимают как трагедию и конец света, то и ребёнок будет вести себя так же. Потерял плюшевого зайца? Это невообразимо! Получил четвёрку за контрольную по математике? Кошмар, как теперь жить?!
Поэтому прежде чем требовать от детей адекватной реакции на неудачи, мамам и папам потребуется самим научиться это делать. Да, разумеется, неудачи случаются не самые приятные — потерял деньги или не успел не важную встречу. Но ведь правильно говорят: если не можешь изменить ситуацию, то измени своё отношение к ней!
Способ №2: Учимся выражать эмоции
Почему многие дети так сильно переживают даже из-за мелких неудач? Потому что не могут полноценно выразить словами то, что они чувствуют. Кто-то хотел похвалы от учителя, но не получил её. Кому-то обидно, что его старания не были замечены взрослыми. Кто-то злится на несправедливое к нему отношение. Чтобы помочь ребёнку пережить неудачу, можно научить его корректно выражать свои чувства словами. Потом уже можно решать, что дальше делать с теми или иными переживаниями.
Понимание того, что именно я чувствую и умение это проговорить уже само по себе большая помощь в переживаниях. А когда мы знаем, как называется то, что с нами происходит — нам становится легче выбирать, как с этим обходиться. Это касается и детей и взрослых.
Способ №3: «Нет» перфекционизму
Одна из самых частных ошибок мам и пап — внушать своим детям, что они всё делают (или должны делать) лучше всех. Такая тактика понятна: кажется, что надевая на ребёнка корону, они прибавляют ему уверенности в себе. На самом деле всё немного сложнее, поскольку подобная поведенческая модель может сформировать у детей перфекционизм.
Представьте, что ребёнок немного подрастёт, и картина его мира начинёт постепенно меняться: вот он получил тройку за сочинение, вот не занял первое место на конкурсе чтецов, вот не получил главную роль в школьном спектакле. Разочарование болезненно: «Как так? Я ведь лучший! У меня должен быть только лучший результат!» Поэтому с перфекционизмом следует бороться, а не культивировать его. Неудачи случаются у всех, а если они случились у тебя, это вовсе не значит, что ты плохой , глупый или невезучий. Главное, что любовь родителей или друзей не зависит от количества пятёрок, наград и достижений. Человек прекрасен сам по себе, без условий и оценок.
Способ №4: Поощряем правильно
Популярная шутка про сына маминой подруги частенько оказывается совсем не шуткой. Многие родители почему-то считают, что словами «Ты посмотри на Пашу — красавец, спортсмен, отличник, не то что ты!» они стимулируют ребёнка взяться за ум. К сожалению, всё происходит с точностью до наоборот.
Единственный человек, с которым вы можете сравнивать ребёнка — это не Катя или Ваня, а он сам! Все другие сравнения будут просто несправедливыми. Ведь и у Кати и у Вани совершенно разные данные, способности и социальная ситуация. Если вам очень хочется сравнивать, заметьте ребёнку: «Смотри, каких успехов ты добился по сравнению с предыдущей четвертью!» или «Посмотри, как улучшился твой уровень английского! Теперь ты с лёгкостью сможешь поговорить с американцем совсем без акцента».
Отмечайте не только конечный результат действия, но и силы, вложенные в процесс. Порой не так важен тот факт, что ребёнок получил четвёрку по математике, сколько то, каким трудом она ему далась и сколько времени и сил он потратил на учёбу, чтобы получить свою первую четвёрку.
Способ №5: Конструктивная реакция на неудачи
Неудачи случаются в жизни каждого человека, но чтобы ребёнок проживал провалы грамотно, важно не сводить свою реакцию к крайностям. Ни сильно ругаться или пугать детей, ни обесценивать их переживания точно не стоит. Ребёнок должен знать, что вы ему сопереживаете и что за вашей поддержкой он может обратиться в любое время. Вы можете поинтересоваться, нужна ли ему помощь: «Что я могу сделать, чтобы помочь тебе справиться со своими чувствами?» Обсудите вместе произошедшую ситуацию, помогите детям сделать выводы и разобраться со своими чувствами. Постепенно они научатся такому отношению, которое будет им помогать во взрослой жизни.
Способ №6: Учимся анализировать промахи
Правильная реакция на неудачу — не отмахиваться от того, что случилось, а попытаться проанализировать произошедшее. Провал? Обсудите вместе, что было сделано не так, а главное — что можно предпринять, чтобы исправить ситуацию. Научите ребёнка находить пути решения разных вопросов, не погружаясь в самокритику и катастрофизацию.
Способ №7: «Опыт — сын ошибок трудных»
Учиться на чужих ошибках — это здорово, но нет ничего более результативного, чем проживать собственный опыт, пусть и негативный. Дайте детям право ошибаться и самим справляться с неудачами, тогда в будущем они смогут достойно «перешагивать» через провалы без вреда для своего психоэмоционального состояния.
Расскажите о том, как справляетесь с неудачами вы или любимый дедушка. Вспомните любимых литературных героев ребёнка, которые смогли преодолеть трудности. Напомните, что это нормально — когда не всегда все получается с первого раза. Главное — не бросать начатое и при необходимости обращаться за помощью и поддержкой.